"Иван Поддубный". Б.Чесноков. (журнал "Смена", номер 12, 1945г.).
Это было давно, лет 50 назад.
Столица Франции Париж переживала небывалую спортивную лихорадку.
Каждый год, вот уже в течение пяти лет, в нём разыгрывалось мировое
первенство среди борцов-профессионалов. Титул чемпиона
мира оспаривали сильнейшие борцы -
представители всех стран Европы.Победителями в первых двух
чемпионатах вышли турки Юсуф и Кара
Ахмет.Юсуф был гигантом в 188 сантиметров роста и весом в 120
килограммов. Ахмет при росте в 180 сантиметров весил 100
килограммов. Оба турка обладали выдающейся
силой, что вместе с чрезвычайно жестокой
манерой борьбы обеспечивало им успех.
Третий и четвёртый чемпионаты выиграли французы Лоран Бокеруа и Поль
Понс. В чемпионате 1901 года -пятом по счёту,впервые выступил
представитель России эстонец Георгий Гаккеншмидт. Ученик
петербургского атлетического общества, Гаккеншмидт был выдающимся
атлетом-гиревиком, почти не имевшим себе равных в упражнениях с
тяжёлыми гирями. Борь- бой он не особенно увлекался.
Но феноменальная сила и неиссякаемая энергия вывели его на
первое место в чемпионате. Тур ниры происходили в огромном парижском цирке «Казино де Пари». Ежевечернее его переполняли зрители, преимущественно аристократия. Тысячные толпы окружали цирк — не попавшие на места ожидали результатов, обсуждали ход схваток. Каждый имел своего любимца, фаворита на арене. Наутро газеты с отчётами о борьбе шли нарасхват. Парижане толпами ходили за бор- цами, знакомства с ними искали виднейшие представители знати. Можно сказать, что в дни чемпионатов борцы и борьба вла-дели Парижем..Южный вечер овеял покоем маленький черноморский городок Феодосию. Тихо было в порту. Дремало в прох- ладе после знойного дня морс. Лишь в одном уголке города бушевала буря. Этим местом был летний цирк Бескоровайного. То- лько вчера силачи выступающей в нём труппы «всыпали по первое число» смельчаку, принявшему их вызов на соревнование в упражнениях с гирями. Гири были с «фокусами» — шары неодинакового веса, ручки «пирамид» круто пригнуты. Трудно было найти баланс; гриф и ручки выламывали кисть—надо было знать и иметь сноровку, как брать эти гири. А сегодня этот видный детина снова вышел на арену и так же спокойно и скромно, но решительно заявил организатору: Хочу бороться на поясах с ва- шими борцами.Зрители сразу стали на сторону «своего». Да и организаторам импровизированная схватка была на руку. Она разжигала огонь азарта и ещё больше привлекла в цирк зрителя.Опасность того, что любитель из публики развенчает цирковых борцов профессионалов, почти исключалась. Они не только были сильнее любого любителя, но и являлись мастерами своего дела.Через десять минут на середине арены сошлись: детина в одежде, как был, и профессионал в трико. Взялись за пояса. Зри- тели замерли.Циркач должен быть артистом в работе. Играя мускулами, он рванул парня из стороны в сторону и приготовился к решительному приёму. Но тут произошло другое. Парень как-то сжался, подсел и надавил на борца тот, не желая отступать, всем телом подался вперёд. Парень только и ждал этого. Мгновенно выпрямившись, он закинулся, рванул назад вправо, и цир- кач, описав в воздухе дугу ногами, на всю спину грохнулся на манеж.С этого момента в цирке и началась буря. Борец смущённо ушёл. А детина остался на арене, никак не реагируя на крики и рукоплескания. В минуту затишья зрители услышали его спокой- ный голос: Давай другого! Организаторы растерялись, пытались отшутиться, но зрители настойчиво требовали: Другого! Давай другого! Вышел второй. Сильный, серьёзный. Силач итальянец Семи Паппи. В поясной борьбе поймать момент, когда проти- вник, переступая, окажется на одной ноге, а его туловище на мгновенье будет выведено из равновесия, всё. Паппи начал энер- гично мотать по ковру парня, чтоб создать такое положение. Но тот вдруг молниеносным винтообразным движением взметнул противника в воздух и ударил спиной о ковёр. Каждый вечер потом парень спокойно выходил на арену. Бросал на лопатки очередного противника и уходил. Только один из всей труппы гигант Пётр Янковский устоял против него. Цирк уехал. А стар- ший рабочий фирмы «Ливае» Иван Поддубный остался на своей службе. В следующем 1897 году в Сев1. тополе, в цирке Труци, он впервые выступил как профессиональный борец. Родился Иван Поддубный в 1871 году в селе Богодуховка, Золото- ношского уезда, Полтавской губернии, в крестьянской семье. До двадцати одного года он жил в деревне, потом уехал на зарабо- тки в Севастополь. Там он начал работать портовым грузчиком, затем перевёлся в Феодосию. Чем развлекалась крестьянская молодёжь того времени? Игра в бабки, бои «на кулачки» да борьба—вот и всё. Иван боролся всегда и с кем угодно. Это была простая русская борьба «в обхват» или на кушаках. Наделённый от природы выдающейся силой, в борьбе он нашёл своё приз- вание.К двадцати годам у Ивана Поддубного во всём округе уже не было соперников. Однажды его захотел попробовать в бо- рьбе сам отец, человек феноменальной силы. Вся деревня сошлась смотреть на эту схватку «Бульбы» с «Остапом». С большим трудом отец одолел хлопца, но одобрительно сказал: Го, чертяга, як же ты добре гнёшь! В Севастополе, в Феодосии он не упус- кал случая схватиться с кем-нибудь. Среди грузчиков и моряков было много настоящих силачей, но в борьбе равных Поддубно- му не находилось.Вот предыстория его успеха в цирке Бескоровайного. Цирковые организаторы хорошо поняли, каким выдаю- щимся борцом может стать этот феодосийский грузчик, и всеми способами старались сманить его к себе. Жизнь грузчика в пор- ту была нелегка, а тут предлагались большие и лёгкие деньги. Поддубный подписал контракт, как борец-профессионал. Ему бы- ло уже двадцать шесть лет.Скоро его имя стало греметь на юге России как имя выдающегося борца поясни-ка. Но ни успех, ни деньги не могли отвлечь Поддубного от тяжёлых мыслей. Борьбу он любил, но самое ремесло борца казалось ему постыдным. В этом его убеждало и письмо отца, в котором последний писал, что Иван позорит семью. Что делать? Неужели опять возвра- щаться в порт к тюкам? Ответ на этот вопрос дало неожиданное письмо из Петербурга: «По вопросу чрезвычайной важности вы приглашаетесь приехать в Петербург.От вашего отношения к предстоящей задаче зависит ваше будущее. Не медлите. Граф Рибопьер. 1903 год. Париж готовился ж проведению очередного всемирного чемпионата. Центром тяжелоатлетического спорта в России было в это время «Петербургское атлетическое общество», председателем которого являлся известный спортсмен — миллионер граф Рибопьер. Общество оказалось в затруднительном положении, когда получило из Парижа предложение прислать на тур- нир своего лучшего борца. Гаккеншмидт на время отошёл от борьбы, другого (борца, могущего представлять Россию ) в таком чемпионате, общество не имело.Однако слухи о Поддубном дошли уже до Петербурга. Решили вызвать его и посмотреть. Под- дубный выехал в Петербург. Там произошёл перелом в его взглядах на борьбу. Он увидел: вопрос о том, чтоб быть лучшим, — это большой вопрос. Ему предлагают ехать в Париж защищать честь своей страны против сильнейших борцов других стран. Зревшее у него желание бросить борьбу теперь отпадает. «Победить во что бы то ни стало! Меня вызвали, чтобы защищать честь России. Я должен оправдать это доверие!» Для подготовки к парижскому турниру Поддубного отдали в тренинг к французу Эжен де Пари препо- давателю общества по французской борьбе. Надо было обладать поистине железным здоровьем, нечеловеческой силой и упор- ством, чтоб выдержать ту нагрузку, которую давал ему тренер эти пять месяцев. Но у Поддубного была не только сила, но и во- ля. С упорством он работал над собою. Вот и Париж.Сто тридцать участников чемпионата разделены на две весовые категории. К лёгкому весу отнесены борцы, веся- щие до 5 пудов 13 фунтов, к тяжёлому — остальные. Поддубный оказался в числе восьми- десяти человек тяжёлой категории: он весил тогда 7 пудов 7 фунтов. Путь к титулу чемпиона был труден. После первого же поражения борец выбывал из турни- ра; на первое место выходил тот, кто во всех схватках оказывался победителем. Так разыгрывалось мировое первенство по бо-рьбе. Одиннадцать телеграмм с единственным словом «победил» было отправлено в Петербург. Но в двенадцатой схватке Под- дубный проиграл по очкам французу Раулю ле Буше и выбыл из состязания. Звание чемпиона мира получил датчанин Иесс Пе- дерсен, ле Буше остался вторым и Збышко-Цыганевич — третьим. Однако Поддубный не был побеждён морально. Сразу же он начал готовиться к будущим встречам. Дни он проводил в атлети- ческих клубах Парижа, изучая технику французской борьбы, вечерами не отрывал глаз от продолжавшихся схваток в цирке. Он учился. Учился всё время и по возвращении в Россию. 1904 год явился годом его реванша Раулю. В этот год Рауль и чемпион мира Понс были приглашены в Петербург, в цирк Чини- зелли. Первая тридцатиминутная схватка с Раулем результата не дала. Во второй на сорок второй минуте француз сложил ору- жие. В двухчасовой схватке Поддубный положил и Понса. Мы не имеем возможности описывать здесь, как был встречен в Петербурге этот успех Ивана Поддубного. Его буквально носи- ли на руках. В 1905 году Поддубный снова в Париже на всемирном турнире. Сто сорок участников. Цирк украшен флагами почти всех на- ций. С первых же дней Поддубный наводит панику на своих противников. Он работает на арене, как машина. Ничего показно- го, никакого эффекта, но его приёмы столь сильны и так отработаны, что против них невозможно устоять. Поддубный идёт, как лавина, к финалу. И вот наконец его последняя, решающая вопрос о первенстве с хватка с чемпионом 1903 года Педерсеном — «железным Иессом». 1 час 32 минуты защищается датчанин, но затем летит на лопатки. Поддубный — чемпион мира. Как сложилась спортивная карьера Поддубного в дальнейшем? За три десятка лет ни одного проигранного чемпионата, ни од -ного поражения! Правда, профессиональная борьба стала в конце концов явно коммерческим предприятием, где роли борцов распределялись заранее. Но в том-то и состояла исключительная ценность Поддубного, как спортсмена, его особое положение, что он и в этих условиях остался на месте общепризнанного чемпиона мира. Закон профессиональной арены был прост: чемпиону дают ход три —четыре года, а затем он должен уступить титул новому. Публика жаждет сенсаций, антрепренёры — денег. В этом суть игры. Но Поддубный встал во весь свой богатырский рост в этой трудной обстановке. Спортивные дни Парижа уже давно отошли в область истории, а он по-прежнему ревностно оберегал своё имя. Весь борцовский мир признавал в его лице действительного и единственного «настоящего» чемпиона. Ореол его славы, популярность во всей Европе были необычайны. Победа над Поддубным сулила победителю но только славу, но и золотой денежный дождь. Пользуясь фиктивным характером схваток, его нередко пытались поймать и положить. Особенно борцы ивостранцы. Но Поддубный был всегда в боевой форме и настороже. Смельчаки «гибли» в его железных захватах.В 1926 году пятидесятилетним «стариком» Поддубный поехал на выс- тупления в Америку. Когда организаторы турне узнали его возраст, они хотели было отказаться от контракта, боясь провала де -ла. Но когда русский борец вышел на арену раздетый, публика была поражена его мощью. Выступления Поддубного в Америке прошли триумфально. «Иван Великий», «Иван Грозный» —так называли его в газетах. В возрасте шестидесяти шести лет он ещё продолжал выступать на арене советского цирка. Звание заслуженного артиста респу- блики и орден Трудового красного знамени отметили в 1939 году выдающийся спортивный путь Поддубного.В этом году спор-тивная общественность Советского Союза празднует официальную дату— пятидесятилетие зарождения в России борьбы как спорта. Имя Поддубного на этом празднике будет самым по чётным. |
||
|
||
|